Переселенцы из Крыма и зоны АТО: статус и льготы

"Все о бухгалтерском учете"

Всеукраинская профессиональная газета

Награждена Почетной грамотой и памятным знаком Кабинета Министров Украины за значительный вклад в развитие экономического и правового образования граждан Украины

Временная оккупация Крыма и Севастополя, боевые действия в отдельных районах Луганской и Донецкой областей стали серьезным испытанием для Украины и ее граждан. Эти трагические события, среди прочего, повлекли небывалую для нашей страны вынужденную внутреннюю миграцию. Сотни тысяч людей сменили места жительства и труда. Соответственно, в национальном законодательстве появилось понятие "внутренне перемещенные лица", начала формироваться соответствующая правовая база относительно их прав, обязанностей и льгот.

Стремясь защитить интересы тех, кто вынужден был оставить собственный дом, газета "Все о бухгалтерском учете" предлагает вашему вниманию советы о получении статуса переселенцев, государственной поддержке таких лиц, механизмах реализации законных прав и круге их обязанностей.

Учет и регистрация переселенцев

Кто является внутренне перемещенным лицом?

Такой статус установлен для гражданина Украины, который по стоянно проживает в Украине, которого заставили или который самостоятельно оставил свое место жительства в результате либо с целью избежания негативных последствий вооруженного кон фликта, временной оккупации, повсеместных проявлений насилия, массовых нарушений прав человека и чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера (абз. 1 ч. 1 ст. 1 Закона о переселенцах ).

При этом необходимо, чтобы соответствующее лицо имело регистрацию места жительства (по-простонародному — прописку) на территории, где возникли указанные обстоятельства, на момент их возникновения. Такое условие выдвигает ч. 2 ст. 4 Закона о переселенцах.

Далее по тексту мы будем использовать для обозначения такого лица также аббревиатуру ВПЛ и термин "переселенец".

При подготовке использовано законодательство по состоянию на 10.02.15 г.
Редакция газеты "Все о бухгалтерском учете"

Как переселенцу стать на учет?

Дабы подтвердить свой статус ВПЛ, лицо должно получить справку о постановке на учет внутренне перемещенного лица. Для получения такого документа совершеннолетний переселенец лично или через законного представителя обращается в структурное подразделение по вопросам социальной защиты населения районных, районных в г. Киеве госадминистраций, исполнительных органов городских, районных в городах (в случае создания) советов по месту фактического проживания с заявлением о получении указанной справки (ч. 3 ст. 4 Закона о переселенцах, п. 2 Порядка № 509).

От имени детей, детей-сирот, детей, лишенных родительской опеки, недееспособных лиц или лиц, дееспособность которых ограничена, заявление подает законный представитель, то есть один из родителей, опекун или попечитель.

Заявитель должен дать в заявлении согласие на обработку, использование, хранение его персональных данных и персональных данных лиц, законным представителем которых он является.

Что касается студентов, которые учились и имели регистрацию места жительства в общежитии на территории, не охваченной чрезвычайными обстоятельствами, то после снятия с указанной регистрации они вправе получить справку о постановке на учет ВПЛ в случае, если не желают возвращаться на предыдущее место жительства в силу определенных обстоятельств.

В случае. когда перемещаемое лицо размещается региональным штабом по вопросам, связанным с социальным обеспечением граждан Украины, которые перемещаются с временно оккупированной территории и районов проведения АТО, заявление подают должностному лицу уполномоченного органа, привлеченному в установленном порядке к участию в работе регионального штаба.

Кроме того, прием заявлений и выдача справок о постановке на учет могут осуществляться в местах проживания переселенцев работниками жилищно-эксплуатационных организаций или уполномоченными лицами, определенными исполнительными органами сельских и поселковых советов, по согласованию с соответствующим уполномоченным органом.

Внимание, изменения!

С 13.05.15 г. благодаря постановлению КМУ от 15.04.15 г. № 264 на учет в качестве переселенцев берут не только лиц, которые перемещают с временно оккупированной территории Украины или районов проведения антитеррористической операции, но и тех, кто перемещает из населенных пунктов, расположенных на линии столкновения.

                                            Ответ обновлен по состоянию на 10.07.15 г.
Редакция газеты "Все о бухгалтерском учете"

Каким должно быть заявление о постановке на учет переселенца?

Форма заявления утверждена Приказом № 738. В ней надлежит указать следующую информацию (ч. 6 ст. 4 Закона о переселенцах, п. 3 Порядка № 509):

  • фамилию, имя, отчество;
  • гражданство (подданство);
  • реквизиты паспорта;
  • дату и место рождения;
  • пол;
  • сведения о составе семьи, в том числе о несовершеннолетних внутренне перемещенных лицах, которые прибыли вместе с заявителем (при необходимости);
  • сведения о зарегистрированном и фактическом месте жительства;
  • адрес, по которому с лицом может вестись официальная переписка или вручение официальной корреспонденции, и контактный номер телефона;
  • регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика (кроме физлиц, которые в силу своих религиозных убеждений отказались от принятия такого номера и уведомили об этом соответствующий орган Государственной фискальной службы, а также имеют отметку в паспорте или которые не являются гражданами Украины);
  • обстоятельства, повлекшие внутреннее перемещение с временно оккупированной территории Украины или района проведения АТО;
  • декларацию лица о непричастности такого лица к совершению преступлений или соучастию в преступлениях;
  • данные о наличии у любого из членов семьи во владении жилого помещения, расположенного в регионах иных, нежели временно оккупированная территория Украины или районы проведения АТО;
  • сведения о месте работы и времени, с которого лицо там трудится;
  • сведения о жилищных, социальных, медицинских, образовательных и прочих нуждах;
  • согласие на обработку персональных данных.

Вместе с заявлением подают:

  • граждане Украины — документ, удостоверяющий личность и подтверждающий гражданство Украины (паспорт), или временное удостоверение, которое подтверждает личность гражданина;
  • иностранцы или лица без гражданства — паспортный документ, вид на постоянное жительство или другой документ, удостоверяющий личность;
  • при наличии — документ, подтверждающий факт проживания на территории административно-территориальной единицы, с которой осуществляется внутреннее перемещение в связи с чрезвычайными обстоятельствами (это может быть документ, подтверждающий гражданство Украины, удостоверяющий личность или ее специальный статус с отметкой о регистрации места жительства, военный билет со сведениями о прохождении военной службы, трудовая книжка с записями об осуществлении трудовой деятельности, документ, подтверждающий право собственности на недвижимое имущество);
  • при необходимости — свидетельство о рождении детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки (если заявитель представляет их интересы и желает, чтобы такие дети получили статус ВПЛ).
В случае потери или кражи документов, удостоверяющих личность, перемещаемое лицо уведомляет об этом территориальное подразделение Государственной миграционной службы Украины (далее — ГМС) по месту нахождения, которое в однодневный срок выдает временное удостоверение, подтверждающее личность гражданина Украины, иностранца или лица без гражданства.

В случае подачи заявления законным представителем (опекуном или попечителем) дополнительно предоставляют:

  • документ, удостоверяющий личность законного представителя;
  • документ, подтверждающий полномочия лица как законного представителя, кроме случаев, когда законными представителями являются родители (усыновители).

Приведем пример заполнения такого Заявления о постановке на учет лица, перемещаемого с временно оккупированной территории Украины или района проведения антитеррористической операции.

При подготовке использовано законодательство по состоянию на 10.02.15 г.
Редакция газеты "Все о бухгалтерском учете"

Кто и как выдает справку о постановке на учет ВПЛ?

Ее выдает тот же орган, в который обращаются с заявлением — структурное подразделение местной госадминистрации или исполкома горсовета по вопросам соцзащиты населения в день подачи заявления. Справку подписывает и заверяет уполномоченное должностное лицо этого структурного подразделения. При этом заявитель освобожден от уплаты каких-либо платежей и сборов как при первой выдаче такой справки, так и при повторной ее выдаче в случае потери, повреждения или с целью продления ее действия.

Справку выдают по форме, приведенной в приложении к Порядку № 509, она будет распечатана на бумаге формата А4 и подписана должностным лицом уполномоченного органа, а также скреплена печатью такого органа.

При этом сведения о несовершеннолетних лицах, которые перемещаются вместе с родителями или членами семьи, указывают в справке одного из заявителей (п. 6 Порядка № 509).

Внимание, изменения!

С 18.03.15 г. благодаря постановлению КМУ от 04.03.15 г. № 79 при выдаче справки должностное лицо уполномоченного органа информирует лицо, которое перемещается, об:

  • обязанности уведомить в течение 10 дней соответствующее территориальное подразделение ГМС о фактическом месте жительства;
  • изменении фактического места жительства или возвращении в оставленное место жительства.

В свою очередь, территориальное подразделение ГМС в трехдневный срок после уведомления лица, которое перемещается, о фактическом месте жительства должно проводить проверку приведенных в справке сведений. При подтверждении таких сведений указанное подразделение проставит на обратной стороне справки отметку о регистрации места жительства лиц, указанных в документе. Обратите внимание: справка недействительна без проставления на ее оборотной стороне указанной отметки.

Более того, территориальное подразделение ГМС с привлечением работников милиции и представителей органов власти осуществляет ежемесячно выборочную проверку приведенных в справках сведений о фактическом месте жительства лиц, которые перемещаются. Если по результатам проверки указанные сведения не подтвердятся, территориальный орган ГМС извещает об этом уполномоченный орган для принятия решения по снятию с учета перемещающихся лиц.

                                            Ответ обновлен по состоянию на 10.07.15 г.
Редакция газеты "Все о бухгалтерском учете"

Могут ли отказать переселенцу в выдаче справки о постановке на учет?

Да, заявителю могут отказать в выдаче справки или продлении ее действия (ч. 11 ст. 4 Закона о переселенцах, п. 8 Порядка № 509). Это произойдет по одному из следующих оснований:

  1. отсутствуют обстоятельства, повлекшие внутреннее перемещение (то есть речь идет не о переселенцах из зоны АТО или Крымского полуострова), или обстоятельства, существовавшие ранее, существенно изменились (скажем, соответствующий населенный пункт уже не находится в районе проведения АТО и нет других препятствий для возврата, таких как разрушенное жилье и пр.);
  2. у государственных органов имеются сведения о предоставлении заведомо неправдивых сведений для получения справки;
  3. заявитель потерял или у него украдены документы, удостоверяющие его личность и подтверждающие гражданство Украины. В таком случае справку выдадут после их восстановления.

При наличии одного из указанных оснований заявителю в день подачи заявления выдадут решение об основаниях отказа за подписью руководителя органа социальной защиты, который осуществляет учет внутренне перемещенного лица. Этот отказ можно обжаловать в суде.

При подготовке использовано законодательство по состоянию на 10.02.15 г.
Редакция газеты "Все о бухгалтерском учете"

Что делать, если не выдают ни справки, ни отказа в ее выдаче?

В случае неполучения справки или письменно оформленного решения об отказе в течение одного дня с такого обращения лицо вправе обратиться в суд относительно обжалования противоправных действий или бездеятельности такого органа и его должностных лиц. Это следует сделать, подав в местный (городской, районный или горрайонный) суд административный иск.

При подготовке использовано законодательство по состоянию на 10.02.15 г.
Редакция газеты "Все о бухгалтерском учете"

Как быть, если справка утеряна или испорчена?

В случае потери или порчи справки вместо нее бесплатно выдают дубликат на основании заявления, в котором следует объяснить фактические обстоятельства утери или порчи справки (ч. 12 ст. 4 Закона о переселенцах).

При подготовке использовано законодательство по состоянию на 10.02.15 г.
Редакция газеты "Все о бухгалтерском учете"

Нужно ли продлевать срок действия справки о постановке на учет ВПЛ?

Да, ведь он составляет шесть месяцев с момента ее выдачи (ч. 8 ст. 4 Закона о переселенцах). Если чрезвычайные обстоятель ства, такие как проведение антитеррористической операции (касается отдельных районов Донецкой и Луганской областей) или временная оккупация (в случае с АР Крым и г. Севастополем), продолжаются, то срок указанной справки может быть продлен на последующие шесть месяцев. Для этого переселенец должен повторно обратиться по фактическому месту своего жительства в соответ ствующее структурное подразделение по вопросам социальной защиты населения.

При подготовке использовано законодательство по состоянию на 10.02.15 г.
Редакция газеты "Все о бухгалтерском учете"

При каких обстоятельствах отменят действие справки о постановке переселенца на учет?

Часть 1 ст. 12 Закона о переселенцах предусматривает, что решение об отмене действия справки о постановке на учет ВПЛ могут принять, если переселенец:

  1. подал заявление об отказе от справки;
  2. совершил преступление, а именно — действия, направленные на насильственное изменение или свержение конституционного строя либо на захват государственной власти; посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины; террористический акт; вовлечение в совершение теракта; публичные призывы к совершению теракта; создание террористической группы или организации; содей ствие в совершении теракта; финансирование терроризма; осуществление геноцида, преступления против человечности или военного преступления;
  3. вернулся на оставленное место постоянного жительства;
  4. выехал на постоянное местожительство за рубеж;
  5. предоставил заведомо недостоверные сведения.

В случаях, озвученных под номерами 2 и 5, также будут приняты меры по возмещению экс-переселенцем израсходованных на него средств государственного и местного бюджетов.

При подготовке использовано законодательство по состоянию на 10.02.15 г.
Редакция газеты "Все о бухгалтерском учете"

Как регистрируют место жительства внутренне перемещенного лица?

Самим получением справки дело не заканчивается. Необходимо обратиться в территориальное подразделение ГМС, которое в народе именуют просто паспортным столом. Оно проставит в справке отметку о регистрации места жительства. Вместе с тем отметку о регистрации места жительства переселенца не вносят в его паспортный документ (ч.ч. 1, 2 ст. 5 Закона о переселенцах). Если же ВПЛ решит переехать, то в течение 10 календарных дней должно уведомить об этом ближайшее территориальное подразделение ГМС.

В случае смены места временного нахождения заявитель обращается за выдачей справки в уполномоченный орган по вопросам соцзащиты на новом месте, а ранее выданную справку изымают (п. 9 Порядка № 509).

Как регистрация, так и перерегистрация места жительства ВПЛ — процедуры бесплатные и не предусматривают уплаты суммы государственной пошлины, других платежей и сборов.

При подготовке использовано законодательство по состоянию на 10.02.15 г.
Редакция газеты "Все о бухгалтерском учете"

Какие фактические обязанности установлены для переселенцев?

Во-первых, при каждой смене места жительства они должны извещать о своем фактическом месте проживания ближайшее территориальное подразделение ГМС в течение 10 дней (п. 2 ч. 2 ст. 9 Закона о переселенцах). А о возвращении на оставленное место жительства в течение 10 дней переселенцы уведомляют аналогичный орган.

Во-вторых, при выявлении предоставления переселенцем заведомо неправдивых сведений для получения справки о постановке на учет ему придется возместить фактические расходы, понесенные за счет государственного и местных бюджетов для реализации прав, предусмотренных Законом о переселенцах.

В-третьих, ВПЛ обязано один раз в шесть месяцев являться в соответствующее структурное подразделение уполномоченного органа ГМС (п. 5 ч. 2 ст. 9 Закона о переселенцах).

Конечно же, переселенец имеет и другие обязанности, определенные Конституцией и законами Украины.

При подготовке использовано законодательство по состоянию на 10.02.15 г.
Редакция газеты "Все о бухгалтерском учете"

Защита законных прав и интересов переселенцев

Какие права переселенцев установлены законодательством?

Из числа прав, названных в ч. 1 ст. 9 Закона о переселенцах, нужно отдельно выделить следующие:

  • обеспечение органами государственной исполнительной власти, органами местного самоуправления и субъектами частного права возможности бесплатного временного проживания (при условии оплаты лицом стоимости коммунальных услуг) в течение шести месяцев с момента постановки на учет ВПЛ. При этом для многодетных семей, инвалидов, лиц преклонного возраста указанный срок может быть продлен;
  • обеспечение лекарственными средствами в случаях и порядке, определенных законодательством;
  • предоставление необходимой медицинской помощи в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения;
  • устройство детей в дошкольные и общеобразовательные учебные заведения;
  • получение социальных и административных услуг по месту пребывания;
  • проведение государственной регистрации актов граждан ского состояния, внесение изменений в актовые записи гражданского состояния, их восстановление и аннулирование по месту пребывания;
  • бесплатный проезд для возвращения на свое оставленное постоянное место жительства во всех видах общественного транспорта при исчезновении обстоятельств, повлекших такое перемещение.
Внимание, новация!

С 04.03.15 г. благодаря Закону Украины от 12.02.15 г. № 189-VIII откорректировали положение о месте открытия наследства. Речь идет о случае, когда последнее местожительство наследодателя — населенный пункт, на территории которого органы госвласти временно не осуществляют или осуществляют не в полном объеме свои полномочия, или такой населенный пункт расположен на временно оккупированной территории. В таком случае местом открытия наследства считают место подачи первого заявления, что свидетельствует о волеизъявлении в отношении наследственного имущества, наследников, исполнителей завещания, лиц, заинтересованных в охране наследственного имущества, или требования кредиторов.

Если место жительства наследодателя неизвестно, а недвижимое имущество или основная его часть (при отсутствии недвижимости — основная часть движимого имущества) находится в уже указанном населенном пункте, то место открытия наследства определяют аналогично. То есть по месту подачи первого заявления, которое свидетельствует о волеизъявлении в отношении наследственного имущества или требования кредиторов.

Детальнее об этих новациях читайте в газете "Все о бухгалтерском учете" № 23 за 2015 г., стр. 17.

Внимание, новация!

С 11.03.15 г. благодаря постановлению КМУ от 04.03.15 г. № 81 работодатели — юрлица государственной формы собственности вправе не применять в отношении работников, которые перемещают из районов проведения антитеррористической операции, ограничения, установленные п.п. 2-4 Постановления № 245. Последнее предусматривает следующие ограничения для совместителей, которые работают на государственных предприятиях или в учреждениях (организациях), содержащихся из государственного бюджета:

  • продолжительность работы по совместительству не может превышать четырех часов в день и полного рабочего дня в выходной день. При этом общая продолжительность работы по совместительству означенной категории в течение месяца не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени;
  • на работе по совместительству отпуск предоставляют одновременно с отпуском по основному месту работы;
  • не вправе работать по совместительству руководители государственных юрлиц, их заместители, руководители структурных подразделений (цехов, отделов, лабораторий и т.д.) и их заместители (за исключением научной, преподавательской, медицинской и творческой деятельности).

Вместе с тем подчеркнем: ограничения, установленные постановлением № 245, действуют в отношении совместителей, которые работают на предприятиях (в учреждениях или организациях) государственной формы собственности. Аналогичных или подобных ограничений для юрлиц частной формы собственности нормативка не предусматривает, но они могут быть определены учредительными документами, колдоговором и/или локальными актами соответствующего предприятия.

                                            Ответ обновлен по состоянию на 10.07.15 г.
Редакция газеты "Все о бухгалтерском учете"

В решении каких вопросов должны оказывать содействие местные органы власти?

Местные госадминистрации в рамках своих полномочий обеспечивают, в частности (ч. 8 ст. 11 Закона о переселенцах):

  • прием граждан и предоставление им безвозмездной первичной правовой помощи по вопросу постановки на учет внутренне перемещенных лиц;
  • предоставление информации переселенцам о возможных местах и условиях для их временного проживания/пребывания с учетом предложений органов местного самоуправления, общественных объединений, волонтерских, благотворительных организаций, других юридических и физических лиц, о состоянии инфраструктуры, окружающей среды в таких местах;
  • оказание при необходимости ВПЛ медико-психологической помощи;
  • бесплатное питание ВПЛ согласно законодательству на период до получения такими лицами статуса безработных или их трудоустройства, но не более одного месяца и т.п.

В свою очередь, органы местного самоуправления в рамках своих полномочий, среди прочего (ч. 9 ст. 11 Закона о переселенцах), предоставляют во временное безвозмездное пользование внутренне перемещенным лицам из коммунальной собственности жилые помещения, пригодные для проживания (при условии оплаты лицом в соответствии с законодательством стоимости коммунальных услуг).

Внимание, новация!

19.06.15 г. вступил в силу Порядок № 356. Он регулирует обеспечение деятельности приемных семей, детских домов семейного типа, которые переместились с временно оккупированной территории или района проведения антитеррористической операции. В частности, этот акт решает вопросы материального обеспечения таких приемных семей и детских домов семейного типа.

                                            Ответ обновлен по состоянию на 10.07.15 г.
Редакция газеты "Все о бухгалтерском учете"

Какие льготы установлены для жителей зоны АТО?

Во-первых, на время проведения антитеррористической операции запрещено начисление пени и/или штрафов на основную сумму задолженности по обязательствам по кредитным договорам и договорам займа с 14.04.14 г. и до завершения АТО гражданам Украины, которые зарегистрированы и постоянно проживают или переселились в период с 14.04.14 г. из населенных пунктов, определенных в утвержденном КМУ перечне, где проводилась АТО, а также юрлицам и физлицам-предпринимателям, осуществляющим (осуществлявшим) свою хозяйственную деятельность на территории указанных населенных пунктов (ст. 2 Закона об АТО).

Во-вторых, отменили пеню за несвоевременное внесение платежей за жилищно-коммунальные услуги (водоснабжение, газ, электро- и теплоэнергия, водоотвод, содержание и эксплуатация жилья и придомовых территорий, уборка мусора, лифтовое хозяй ство), начисленную с 14.04.14 г. гражданам Украины, проживающим в населенных пунктах, где проводилась АТО (согласно перечню, утвержденному правительством). Этот мораторий действует до окончания АТО (ст. 8 Закона об АТО).

В-третьих, на период действия Закона об АТО его ст. 9 ввела мораторий относительно недвижимого имущества, расположенного на территории проведения соответствующей операции, которое принадлежит гражданам Украины и находится в ипотеке. Мораторий действует относительно:

  • реализации права ипотекодержателя на получение права собственности на предмет ипотеки;
  • реализации права ипотекодержателя на продажу предмета ипотеки (в т.ч. на публичных торгах);
  • выселения жильцов из жилых домов и помещений, переданных в ипотеку, относительно которых есть судебное решение об обращении взыскания на такие объекты.

Получение переселенцами услуг социального характера[1]

Вид услуги За чем можно обратиться, в частности Куда обратиться Какие документы необходимы
паспорт справка о № учетной карточки налогоплательщика другие документы
Получение пенсии первичное назначение пенсии в управление Пенсионного фонда по новому месту нахождения + +
(при наличии)
удостоверение получателя пенсии (при наличии)
перевод пенсии по новому месту нахождения
перерасчет пенсии
Услуги гражданам преклонного возраста и людям с инвалидностью стационарный уход в структурное подразделение по вопросам соцзащиты населения по новому месту нахождения +медицинская справка о необходимости в постоянной посторонней помощи (при наличии)
уход на дому
натуральная помощь (одежда, обувь, предметы первой необходимости)
Социальная помощь (выплаты) семьям с детьми, одиноким матерям (отцам), малообеспеченным семьям, детям-инвалидам и инвалидам с детства первичное назначение помощи + +
(при наличии)
свидетельство о рождении ребенка
перевод помощи по новому месту нахождения
Услуги, связанные с поиском работы помощь в поиске работы любой центр занятости + + документы об образовании, периодах занято сти (при наличии и необходимости), другие необходимые документы
консультации
посещение семинаров по навыкам поиска работы
переподготовка
Открытие собственного дела физлицом получение помощи в организации предпринимательской деятельности + +
консультации
Образовательные услуги прием, зачисление, перевод в дошкольные, общеобразовательные, профессионально -технические и высшие учебные заведения • в местный орган управления образованием по месту нахождения;
• в учебное заведение по месту нахождения
+ • свидетельство о рождении ребенка;
• документы об образовании (при наличии);
• медицинская карточка ребенка (при наличии)
Медицинские услуги прикрепление к медучреждению в ближайшее учреждение здравоохранения + • медицинская карточка (при наличии)
• документы, подтверждающие необходимость обеспечения лекарствами (при необходимости и наличии)
получение неотложной первичной медицинской помощи
медикаментозное обеспечение за бюджетные средства в ближайшее профильное учреждение здравоохранения
медицинская помощь (наблюдение) при беременности в ближайшую женскую консультацию, родильный стационар и т.п.
Внимание, новация!

07.02.15 г. вступил в силу Закон № 85. Он предусматривает до 31.12.15 г.:

  • погашение задолженности по выплатам заработной платы, стипендий, пенсий, образовавшейся вследствие проведения антитеррористической операции, гражданам, которые проживают на территориях, где проводится антитеррористическая операция, и гражданам, которые временно переселены в другие населенные пункты Украины с территорий, на которых проводится антитеррористическая операция;
  • мораторий на применение принудительной реализации жилья (жилых домов, частей жилых домов, квартир, комнат в квартирах, комнат, жилых секций или блоков в общежитиях, других жилых помещений) указанных граждан;
  • мораторий на начисление и взыскание пени и других штрафных санкций энергопоставляющими компаниями в случае несвоевременного осуществления платежей за потребленные энергетические ресурсы предприятиями — исполнителями или производителями жилищно-коммунальных услуг, которые предоставляют такие услуги в районе проведения антитеррористической операции.
                                            Ответ обновлен по состоянию на 10.07.15 г.
Редакция газеты "Все о бухгалтерском учете"

Где переселенцу получать документы, подтверждающие гражданство Украины, удостоверяющие личность или его специальный статус?

Получить паспорт, вклеить в него фотографии по достижению 25 или 45 лет, получить паспорт для выезда за рубеж и т.д. переселенец сможет в органе ГМС по месту своего фактического жительства (ч. 1 ст. 6 Закона о переселенцах).

В случае утери паспорта гражданина Украины советуем подготовить для предъявления (при наличии):

  • документы (в том числе удостоверяющие личность), то есть паспорт гражданина Украины для выезда за рубеж, свидетельство о рождении, водительское удостоверение, военный билет, пенсионное удостоверение, удостоверение участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, удостоверение инвалида и т.п.;
  • документы, которые подтверждают регистрацию места жительства (справка о составе семьи или извлечение из домовой книги);
  • копии утерянного паспорта гражданина Украины и/или других документов;
  • фотографии 3,5 х 4,5 см (3 шт.);
  • квитанцию об уплате госпошлины (34 грн) или документ об освобождении от ее уплаты.

На время подготовки нового паспорта (а это может длиться месяц и больше) переселенцу выдают временное удостоверение гражданина Украины. В случае утери свидетельства о рождении следует обратиться в отдел регистрации актов гражданского состояния по месту пребывания.

Если утеряна справка о регистрационном номере учетной карточки налогоплательщика (о присвоении идентификационного кода), то ВПЛ должно обратиться в орган Государственной фискальной службы Украины по месту своего пребывания, то есть в местную государственную налоговую инспекцию. При этом подают заявление на бланке установленного образца с просьбой о выдаче дубликата указанной справки. Его должны выдать уже в день обращения.

При подготовке использовано законодательство по состоянию на 10.02.15 г.
Редакция газеты "Все о бухгалтерском учете"

Как переселенцу стать на учет в качестве безработного?

Для получения статуса безработного и соответствующего пособия переселенцу необходимо предоставить документы в любой удобно расположенный для него центр занятости:

  • паспорт гражданина Украины (или другой документ, удостоверяющий личность);
  • справку о присвоении идентификационного кода (при наличии);
  • трудовую книжку (ее дубликат или справку архивного учреждения о приеме и увольнении с работы, либо документ, подтверждающий периоды занятости, скажем, гражданско-правовые договоры);
  • диплом или другие документы об образовании (при наличии);
  • военный билет (при необходимости).
Регистрация в центре занятости проводится независимо от места прописки.

Переселенец, зарегистрированный в качестве безработного, получает пособие по безработице, социальные и другие услуги по общеобязательному государственному социальному страхованию на случай безработицы согласно действующему законодательству (ч. 4 ст. 7 Закона о переселенцах).

А вот как быть, если переселенец не уволился с работы (не прекратил другого вида занятости), но не имеет возможности продолжать работу (иной вид занятости) по предыдущему месту жительства? Для получения статуса безработного и пособия по безработице, а также социальных услуг по общеобязательному государ ственному социальному страхованию на случай безработицы он может прекратить трудовые отношения, предоставив нотариально удостоверенное письменное заявление о прекращении работником трудовых отношений с подтверждением того, что это заявление таким гражданином направлено работодателю заказным письмом (с описанием вложенного в него такого заявления).

Более того, ВПЛ, которое не имеет документов, необходимых для предоставления статуса безработного, получает такой статус без требований, которые применяются при обычной процедуре. До получения документов и сведений о периодах трудовой деятельности, заработной плате (доходе), страховом стаже пособие по безработице этим лицам назначают в минимальном размере.

Внимание, новации!

Согласно постановлению КМУ от 08.07.15 г. № 473 для регистрации в качестве безработных, которые обращаются за содействием в трудоустройстве, внутренне перемещенные лица, уволившиеся с работы (прекратившие занятость), при отсутствии документов, которые подтверждают факт увольнения (прекращения занятости), предъявляют:

  • паспорт гражданина Украины или временное удостоверение гражданина Украины;
  • учетную карточку налогоплательщика;
  • справку о постановке на учет внутренне перемещенного лица;
  • заявление о прекращении трудовых отношений, подлинность подписи на котором нотариально удостоверена, или документ, подтверждающий факт прекращения занятости (гражданско-правовой договор, извлечение из Единого госреестра юрлиц и физлиц-предпринимателей), либо соответствующее решение суда — в случае прекращения трудовых отношений (прекращения занятости) в судебном порядке;
  • расчетный документ (квитанцию), который подтверждает отправление указанного заявления работодателю заказным письмом с описанием вложения.

Указанное постановление содержит еще ряд упрощений процедуры получения статуса зарегистрированного безработного лицами из состава внутренне перемещенных. В частности, оно предусматривает возможность зарегистрироваться в службе занятости внутренне перемещенным лицам, которые являются членами личных крестьянских хозяйств, без предоставления справки о прекращении ведения такого хозяйства или выходе из него. В свою очередь, выпускники высших и профессионально-технических учебных заведений — внутренне перемещенные лица, при обращении в центры занятости справку о направлении на работу или о самостоятельном трудоустройстве не будут подавать.

                                            Ответ обновлен по состоянию на 10.07.15 г.
Редакция газеты "Все о бухгалтерском учете"

Как переселенцу лишиться статуса самозанятого лица?

Прекращение самозанятости переселенца осуществляют по его заявлению и упрощенной процедуре (без требований, применяемых при обычной процедуре) по месту фактического жительства такого лица в соответствующем территориальном органе ГМС на основании справки о постановке на учет с отметкой о регистрации (ч. 5 ст. 7 Закона о переселенцах).

При подготовке использовано законодательство по состоянию на 10.02.15 г.
Редакция газеты "Все о бухгалтерском учете"

Предусмотрен ли упрощенный порядок регистрации переселенцем юрлица или получения им статуса физлица-предпринимателя?

Да, согласно ч. 6 ст. 7 Закона о переселенцах регистрацию ВПЛ юридического лица (при условии его вхождения в состав учредителей такого юрлица) или регистрацию таким переселенцем физического лица — предпринимателя осуществляет госрегистратор по его заявлению и упрощенной процедуре (без требований, применяемых при обычной процедуре) по месту фактического жительства. Основанием служит та же справка о постановке на учет с отметкой о регистрации.

В свою очередь, ст. 4 Закона об АТО уточняет, что для лиц, которые зарегистрированы и переселились с территории проведения АТО в период ее проведения, регистрацию физлица-предпринимателя осуществляет госрегистратор по адресу временного проживания без требования наличия регистрации места жительства по месту проведения регистрационных действий.

При этом проведение регистрационных действий относительно смены местонахождения юрлиц и места жительства физлиц-предпринимателей, местонахождением (местом жительства) которых является территория проведения АТО, осуществляют госрегистраторы в других областях и г. Киеве. Вместе с тем запретили на время проведения АТО осуществление регистрационных действий, связанных со сменой состава учредителей (участников) и руководителя юрлица, местонахождением которого является территория проведения указанной операции.

При подготовке использовано законодательство по состоянию на 10.02.15 г.
Редакция газеты "Все о бухгалтерском учете"

Может ли переселенец рассчитывать на предоставление реабилитационных средств и услуг?

Зарегистрированное ВПЛ имеет право на обеспечение техническими и другими средствами реабилитации, получение реабилитационных услуг согласно законодательству по месту нахождения. Такие обеспечение и предоставление осуществляют при наличии необходимых документов, подтверждающих право на эти услуги и средства, а при их отсутствии — по данным Централизованного банка данных по проблемам инвалидности (для лиц, которые обращаются повторно) и индивидуальной программы реабилитации инвалида (ч.ч. 7, 8 ст. 7 Закона о переселенцах).

При подготовке использовано законодательство по состоянию на 10.02.15 г.
Редакция газеты "Все о бухгалтерском учете"

Как переселенцы реализуют право на образование?

Переселенец, поставленный на учет, вправе продолжить получение определенного образовательного уровня на территории других регионов Украины за счет средств госбюджета или других источников финансирования (ч. 9 ст. 7 Закона о переселенцах).

Внимание, новация!

С 05.07.15 г. благодаря Закону Украины от 14.05.15 г. № 425-VIII дети, если они зарегистрированны как внутренне перемещенные лица, получают до окончания учебных заведений, но не дольше чем до достижения ими 23 лет, право на особую социальную защиту в области профессионально-технического образования (ст. 41 Закона о профтехобразовании).

Государство обеспечивает для детей-переселенцев государственную целевую поддержку для получения профессионально-технического и высшего образования в государственных и коммунальных учебных заведениях (ст. 19 Закона об охране детства, ст. 441 Закона о профтехобразовании, ст. 44 Закона о высшем образовании). Указанную поддержку предоставляют в виде:

  • полной или частичной оплаты обучения за счет бюджетных средств;
  • льготных долгосрочных кредитов для получения образования;
  • социальной стипендии;
  • бесплатного обеспечения учебниками;
  • бесплатного доступа к сети Интернет, системам баз данных в государственных и коммунальных учебных заведениях;
  • бесплатного проживания в общежитии;
  • других мер, утвержденных Кабмином.
                                            Ответ обновлен по состоянию на 10.07.15 г.
Редакция газеты "Все о бухгалтерском учете"

Какие льготы по уплате ипотечных кредитов имеют переселенцы с Крымского полуострова?

В течение срока временной оккупации ВПЛ с временно оккупированной территории АР Крым освобождается от обязанности погашения основной суммы ипотечного кредита и начисленных процентов по ним, если объектом ипотеки является имущество, расположенное (зарегистрированное) на территории, которая после заключения такого ипотечного договора была временно оккупирована (п. 14.2 Закона о СЭЗ "Крым").

Вместе с тем это правило не работает:

  • относительно жилья, общая площадь которого превышает показатели, установленные нормами НКУ;
  • для гражданина Украины, который выезжает с временно оккупированной территории АР Крым за пределы государ ственной границы Украины на место постоянного житель ства или меняет свое гражданство.
При подготовке использовано законодательство по состоянию на 10.02.15 г.
Редакция газеты "Все о бухгалтерском учете"

Можно ли переселенцу сохранить свое рабочее место в зоне АТО при условии переезда в другой регион?

Да, для этого можно воспользоваться нормой п. 18 ч. 1 ст. 25 Закона об отпусках. Она предусматривает предоставление в обязательном порядке работнику отпуска без сохранения заработной платы (который в народе именуют "за свой счет") на период проведения АТО в соответствующем населенном пункте. Продолжительность такого отпуска должна устанавливаться с учетом времени, необходимого для возвращения к месту работы, которое не может быть больше семи календарных дней после принятия решения о прекращении АТО. То есть работники из зоны АТО могут находиться в отпуске за свой счет в течение всего времени, рассчитанного по формуле "невозможность приступить к работе вследствие проведения АТО в соответствующем населенном пункте + время на возвращение".

Обратите внимание: работодатели, действующие в зоне АТО, однозначно обязаны предоставлять работникам отпуска без сохранения зарплаты в случае подачи соответствующего заявления такими подчиненными.

При подготовке использовано законодательство по состоянию на 10.02.15 г.
Редакция газеты "Все о бухгалтерском учете"

Как действовать, если трудовая книжка осталась у предыдущего работодателя в зоне АТО?

Переселенец, который намерен трудоустроиться по месту своего нового, фактического, жительства, но не имеет на руках оригинала трудовой книжки, может воспользоваться нормой п. 5.6 Инструкции о трудовых книжках. Согласно ей дубликат трудовой книжки может быть выдан по новому месту работы в связи с отсутствием доступа к трудовой книжке работника вследствие чрезвычайной ситуации, предусмотренной КГЗ, или проведения АТО на территории, где трудился работник.

Дубликат выдает новый работодатель на основании заявления работника и полученной им в письменном виде информации Антитеррористического центра при СБУ о проведении АТО на территории, где трудился работник. А вот при восстановлении доступа к трудовой книжке записи из дубликата о периодах работы переносят в нее.

Справка АТЦ при СБУ тем более важна, поскольку Кабмин сначала утвердил перечень населенных пунктов, где проводят АТО (см. распоряжение от 30.10.14 г. № 1053-р), а потом оперативно приостановил его действие (см. распоряжение от 05.11.14 г. № 1079-р). То есть сейчас подтверждение того, что в определенный промежуток времени в конкретном населенном пункте происходила АТО, носит не общий, на уровне нормативного акта, характер, а индивидуальный — путем получения вышеупомянутой справки. Как подсказывает письмо Минсоцполитики Украины от 12.01.15 г. № 103/0/14-15/06, для получения последней нужно подать в СБУ запрос на получение в письменном виде информации (в произвольной форме) о проведении АТО на территории, где работал заявитель.

В свою очередь, письмо Штаба АТЦ при СБУ от 16.12.14 г. № 33/8428 гласит: ответ на такое заявление предоставят официальным письмом Штаба по результату рассмотрения обращения гражданина. При этом уточнили: обращения граждан относительно предоставления информации о проведении АТО на определенной территории будут рассматривать согласно требованиям Закона об обращении граждан и Инструкции № 44.

Часть 1 ст. 20 указанного Закона говорит: обращения рассматривают и решают в срок не более одного месяца со дня их поступления, а не требующие дополнительного изучения — безотлагательно, но не позднее 15 календарных дней со дня их получения. По нашему мнению, предоставление информации о проведении АТО относится ко второму случаю, посему, будем надеяться, с ответами не станут тянуть.

В свою очередь, п. 1.3 Инструкции № 44 устанавливает следующие требования к обращениям граждан, которые подают в СБУ:

  • указание ФИО, места жительства гражданина;
  • изложение сути поднятого вопроса;
  • подписание заявителем с указанием даты.

Несоблюдение этих простых параметров приведет к возврату обращения заявителю без рассмотрения.

Само же заявление может выглядеть следующим образом:

При подготовке использовано законодательство по состоянию на 10.02.15 г.
Редакция газеты "Все о бухгалтерском учете"

Выплата переселенцам денежной помощи

Предусмотрено ли предоставление переселенцам регулярной денежной помощи на проживание?

Да, соответствующие процедуры урегулировал Порядок № 505. Ежемесячную адресную помощь предоставляют с целью покрытия затрат на проживание, в том числе на оплату жилищно-коммунальных услуг, со дня обращения за ее назначением и выплачивают по месяц снятия с учета в качестве ВПЛ включительно, но не более шести месяцев.

Денежная помощь вынужденным переселенцам

При подготовке использовано законодательство по состоянию на 10.02.15 г.
Редакция газеты "Все о бухгалтерском учете"

Каким переселенцам предоставляют ежемесячную адресную помощь для покрытия затрат на проживание, в том числе на оплату жилищно-коммунальных услуг?

Рассчитывать на такую помощь вправе граждане Украины, ино странцы и лица без гражданства, которые одновременно соответ ствуют следующим признакам (п. 2 Порядка № 505):

  • постоянно проживают на территории Украины и перемещаются с временно оккупированной территории Украины или районов проведения АТО либо вынуждены были оставить свое постоянное место жительства в населенных пунктах, на территории которых органы государственной власти временно не осуществляют или осуществляют не в полном объеме свои полномочия;
  • переместились в населенные пункты, на территории которых органы государственной власти осуществляют свои полномочия в полном объеме;
  • состоят на учете в структурных подразделениях по вопросам социальной защиты населения районных, районных в г. Киеве госадминистраций, структурных подразделениях по вопросам социальной защиты населения исполнительных органов городских, районных в городах советов.
Внимание, изменения!

С 15.05.15 г. благодаря постановлению КМУ от 08.04.15 г. № 257 на ежемесячную адресную помощь для покрытия затрат на проживание, в том числе на оплату жилищно-коммунальных услуг, вправе претендовать лица, которые перемещаются не только с временно оккупированной территории Украины или районов проведения антитеррористической операции, но и из населенных пунктов, расположенных на линии столкновения.

                                            Ответ обновлен по состоянию на 10.07.15 г.
Редакция газеты "Все о бухгалтерском учете"

Каков размер ежемесячной адресной денежной помощи переселенцам?

Пункт 3 Порядка № 505 предусматривает ее выплату в следующих размерах:

  • для нетрудоспособных лиц (пенсионеров, инвалидов, детей) — 884 грн на одного человека (члена семьи);
  • для трудоспособных лиц — 442 грн на одного человека (члена семьи).

При этом общая сумма помощи на семью, которую рассчитывают как сумму размеров помощи на каждого члена семьи, не может превышать 2400 грн.

Обратите внимание: если в составе семьи, которой назначена денежная помощь, произошли изменения, размер помощи пересчитывают с месяца, следующего за месяцем возникновения таких изменений, по заявлению уполномоченного представителя семьи или на основании информации компетентного органа.

Внимание, изменения!

С 17.03.15 г. благодаря постановлению КМУ от 11.03.15 г. № 95 размер соответствующей помощи для инвалидов установлен на уровне прожиточного минимума для лиц, утративших работоспособность. По 30.11.15 г. эта сумма составляет 949 грн, а в декабре 2015 г. — 1074 грн.

                                            Ответ обновлен по состоянию на 10.07.15 г.
Редакция газеты "Все о бухгалтерском учете"

Влияет ли ежемесячная помощь на получение социальной помощии налогооблагаемый доход?

Нет, размера полученной денежной помощи не учитывают при исчислении совокупного дохода семьи для всех видов социальной помощи, которые предоставляют согласно законодательству. Кроме того, этот размер не включают в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход в соответствии с пп. 165.1.1 НКУ. Оба эти исключения установлены п. 4 Порядка № 505.

При подготовке использовано законодательство по состоянию на 10.02.15 г.
Редакция газеты "Все о бухгалтерском учете"

Как получить ежемесячную адресную денежную помощь?

Ее назначают на семью и выплачивают одному из ее членов при условии предоставления письменного согласия произвольной формы о выплате денежной помощи этому лицу от других членов семьи. Такой получатель будет в вопросах получения помощи уполномоченным представителем семьи.

Итак, уполномоченный представитель семьи обращается в орган власти по фактическому месту жительства (нахождения) с соответствующим заявлением и предъявляет паспорт гражданина Украины или другой документ, удостоверяющий личность, и справки всех членов семьи о постановке на учет в качестве ВПЛ.

В заявлении нужно указать следующие сведения о всех членах семьи, претендующих на получение денежной помощи:

  • фамилию, имя и отчество;
  • число, месяц, год рождения;
  • серию, номер паспорта гражданина Украины, кем и когда выдан, для иностранцев или лиц без гражданства — серию, номер паспортного документа и вида на постоянное жительство;
  • регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика (его не указывают физлица, которые в силу своих религиозных убеждений отказываются от принятия такого номера и уведомили об этом соответствующий орган Государственной фискальной службы, а также имеют отметку в паспорте);
  • зарегистрированное и фактическое места жительства (нахождения);
  • реквизиты счета уполномоченного представителя семьи в уполномоченном банке, на который будет перечисляться денежная помощь;
  • наличие у любого из членов семьи во владении жилого помещения, расположенного в регионах иных, нежели временно оккупированная территория Украины и районы проведения АТО;
  • наличие во владении всех членов семьи транспортных средств (механизмов), подлежащих государственной регистрации и учету в Госавтоинспекции (с указанием срока эксплуатации с даты выпуска);
  • наличие у любого из членов семьи на депозитном банковском счете средств в размере, превышающем 10-кратный размер прожиточного минимума, установленного для трудо способных лиц;
  • место работы лиц трудоспособного возраста и время, с которого лицо там работает.
К заявлению прилагайте копии свидетельства о браке, свидетельств о рождении детей, письменное согласие произвольной формы от других членов семьи о выплате денежной помощи уполномоченному представителю, согласие на обработку персональных данных.

Заявление и приложенные к нему документы рассматривают в течение 10 календарных дней (п. 8 Порядка № 505). За это время орган власти назначит денежную помощь или откажет в ее назначении. В последнем случае об этом предоставляют соответствующее уведомление уполномоченному представителю семьи.

Заявление о назначении ежемесячной адресной помощи для покрытия затрат на проживание может выглядеть следующим образом:

А вот так совершеннолетние члены семьи могут дать согласие на определение уполномоченного по получению помощи:

Внимание, изменения!

С 23.04.15 г. благодаря постановлению КМУ от 31.03.15 г. № 212 для назначения денежной помощи на следующий шестимесячный срок уполномоченный представитель семьи подает заявление, в котором сообщает об отсутствии изменений, влияющих на назначение денежной помощи. Он также предъявляет справки всех членов семьи о постановке на учет перемещаемых лиц, срок действия которых продлен на следующий период.

Внимание, новации!

С 10.07.15 г. благодаря постановлению КМУ от 15.06.15 г. № 427 ПАО "Государственный сберегательный банк Украины" стал уполномоченным банком, который открывает и обслуживает текущие счета, на которые зачисляется денежная помощь. Плюс ко всему, банк принимает документы, необходимые для назначения денежной помощи при открытии текущего счета (в т.ч., когда назначили денежную помощь на следующий шестимесячный срок, если ранее через учреждения такого уполномоченного банка не выплачивали денежную помощь).

Согласно обновленному абз. 1 п. 5 Порядка № 505 для получения денежной помощи (в том числе и назначения денежно помощи на следующий шестимесячный срок, если ее ранее не выплачивали через учреждения уполномоченного банка) уполномоченный представитель семьи обращается по фактическому месту жительства (нахождения) семьи в учреждение уполномоченного банка для открытия в установленном порядке текущего счета. Такое лицо предъявляет паспорт гражданина Украины или другой документ, удостоверяющий личность, и подает в адрес уполномоченного органа соответствующее заявление о предоставлении денежной помощи (для назначения ее впервые) или заявление, в котором сообщает об отсутствии изменений, влияющих на такое назначение (при назначении на следующий шестимесячный срок, если выплата ранее не осуществлялась через учреждения уполномоченного банка). С целью определения даты, времени и адреса подачи заявления уполномоченный представитель семьи обращается в контакт-центр уполномоченного банка.

К заявлению прилагают копию брачного свидетельства, копии свидетельств о рождении детей, заверенные собственной подписью уполномоченного представителя семьи, письменное согласие произвольной формы о выплате денежной помощи уполномоченному представителю семьи от других членов семьи и согласие на обработку персональных данных. А в придачу — письменное разрешение на раскрытие уполномоченным банком информации, представляющей банковскую тайну, относительно текущего счета, открытого уполномоченному представителю семьи в учреждении уполномоченного банка.

К заявлению, в котором уполномоченный представитель семьи сообщает об отсутствии изменений, влияющих на назначение денежной помощи, прилагаются копии справок всех членов семьи о постановке на учет перемещенных лиц, срок действия которых продлен на следующий период. Эти копии должны быть заверены подписью уполномоченного представителя семьи.

Учреждение уполномоченного банка открывает уполномоченному представителю семьи текущий счет. Кроме того, такое учреждение направляет заявление представителя семьи о назначении денежной помощи (которое содержит уведомление об отсутствии изменений, влияющих на назначение денежной помощи) вместе с документами, прилагаемыми к нему, соответствующему уполномоченному органу с сопроводительным письмом, в котором указываются реквизиты текущего счета. На все про все у учреждения уполномоченного банка — три рабочих дня с даты открытия счета.

Для назначения денежно помощи на следующий шестимесячный срок уполномоченный представитель семьи подает в уполномоченный орган или учреждение уполномоченного банка (в случае, предусмотренном п. 5 Порядка № 505) заявление, в котором сообщает об отсутствии изменений, влияющих на назначение денежной помощи. К тому же, он предъявляет справки всех членов семьи о постановке их на учет в качестве перемещенных лиц, срок действия которых продлен на следующий период.

                                            Ответ обновлен по состоянию на 10.07.15 г.
Редакция газеты "Все о бухгалтерском учете"

Кому откажут в назначении ежемесячной денежной помощи?

Соответствующие основания названы в п. 6 Порядка № 505. Ими будут:

  • любой из членов семьи имеет во владении жилое помещение, расположенное в регионах иных, нежели временно оккупированная территория Украины и районы проведения АТО;
  • во владении семьи находится два или больше транспортных средств (механизмов), подлежащих государственной регистрации и учету в Госавтоинспекции (то есть речь идет об автобусах, грузовых и/или легковых автомобилях);
  • любой из членов семьи имеет на депозитном банковском счете средства в сумме, превышающей 10-кратный размер прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц (в 2015 г. соответствующая планка составляет 12180 грн).

Правило об отказе из-за наличия автомобилей не сработает, если речь идет о тех транспортных средствах, которые были получены или приобретены на льготных условиях через уполномоченные органы, или же о транспортных средствах отечественного производства, находящихся в эксплуатации в течение более 10 лет с даты выпуска, и других транспортных средствах, которые находятся в эксплуатации в течение более 15 лет с даты выпуска.

При подготовке использовано законодательство по состоянию на 10.02.15 г.
Редакция газеты "Все о бухгалтерском учете"

Как факт нетрудоустройства переселенца влияет на получение ежемесячной помощи?

Если в составе семьи, которой назначена денежная помощь, есть лица трудоспособного возраста, которые не трудоустроились, в том числе при содействии государственной службы занятости, в течение двух месяцев со дня назначения выплаты денежной помощи (или состоят в трудовых отношениях с работодателями на временно оккупированной территории Украины либо в районах проведения АТО, но фактически не работают), то размер помощи для трудоспособных членов семьи на последующие два месяца уменьшается на 50%, а на последующий период прекращается вообще (п. 7 Порядка № 505). При этом нахождение в трудовых отношениях с работодателем на временно оккупированной территории Украины или в районах проведения АТО без фактической работы не означает, что лицо будут считать трудоустроенным.

Учитывая это правило, лица трудоспособного возраста из числа переселенцев, которым назначена денежная помощь, обязаны информировать в трехдневный срок уполномоченный орган о факте своего трудоустройства.

Упомянутое уменьшение помощи не применяют в отношении лиц трудоспособного возраста, которые:

  • ухаживают за детьми до достижения ими трехлетнего возраста или за детьми, нуждающимися в уходе в течение времени, определенного в медицинском заключении врачебно-консультативной комиссии, но не более чем до достижения ими шестилетнего возраста;
  • имеют троих и больше детей в возрасте до 16 лет и ухаживают за ними;
  • ухаживают за инвалидами I группы или детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет, либо инвалидами I или II группы вследствие психического расстройства, или лицами, достигшими 80-летнего возраста;
  • предоставляют социальные услуги.
Внимание, изменения!

С 23.04.15 г. благодаря постановлению КМУ от 31.03.15 г. № 212 введено новое правило. Согласно ему лицам трудоспособного возраста, которым денежное пособие было прекращено в соответствии с п. 7 Порядка № 505, на следующий срок ее не назначают.

                                            Ответ обновлен по состоянию на 10.07.15 г.
Редакция газеты "Все о бухгалтерском учете"

Какие обязанности влечет получение ежемесячной помощи?

Уполномоченный представитель семьи, которому назначена денежная помощь, обязан уведомлять уполномоченный орган об изменении обстоятельств, влияющих на назначение помощи, в течение трех дней со дня наступления таких обстоятельств (п. 11 Порядка № 505). Такими обстоятельствами могут быть: смена состава семьи, появление во владении объекта недвижимости вне зоны АТО и т.д.

Суммы денежной помощи, излишне выплаченные вследствие предоставления документов с недостоверными сведениями, возвращают по требованию уполномоченного органа добровольно или их взыскивают в судебном порядке.

При подготовке использовано законодательство по состоянию на 10.02.15 г.
Редакция газеты "Все о бухгалтерском учете"

В каких случаях прекращают выплату ежемесячной помощи?

Согласно п. 12 Порядка № 505 выплату денежной помощи прекращают со следующего месяца в случае:

  • подачи уполномоченным представителем семьи заявления о прекращении выплаты денежной помощи;
  • предоставления информации государственной службы занятости о том, что трудоспособные члены семьи в течение двух месяцев не трудоустроились при содействии государственной службы занятости либо состоят в трудовых отношениях с работодателями на временно оккупированной территории Украины или в районах проведения АТО, но фактически не работают;
  • если лицо снято с учета в качестве ВПЛ;
  • если уполномоченный орган выявит факт предоставления недостоверной информации или неуведомления об изменении обстоятельств, влияющих на назначение денежной помощи.
При подготовке использовано законодательство по состоянию на 10.02.15 г.
Редакция газеты "Все о бухгалтерском учете"

Как переселенцам получить единоразовую денежную помощь?

Для получения такой помощи ВПЛ обращается в структурное подразделение по вопросам социальной защиты населения районной, районной в г. Киеве госадминистрации, структурное подразделение по вопросам социальной защиты населения исполнительного органа городского, районного в городе (в случае создания) совета по месту фактического нахождения с соответствующим заявлением, в котором указывает причины необходимости предоставления ему денежной помощи и реквизиты счета, открытого в банковском учреждении (п. 4 Порядка № 535).

К заявлению следует приложить:

  • копию документа, удостоверяющего личность (паспорт или документ, заменяющий его);
  • копию справки о присвоении регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика (кроме физлиц, которые в силу своих религиозных убеждений отказались от принятия такого номера и уведомили об этом соответствующий контролирующий орган, а также имеют отметку в паспорте);
  • копии документов, подтверждающих родственные отношения (свидетельство о браке, свидетельство о рождении детей);
  • копию справки о постановке на учет в качестве ВПЛ;
  • медицинскую справку о состоянии здоровья лица или заключение медико-социальной экспертизы об установлении инвалидности (при необходимости).

Если с документами все в порядке и заявитель еще не получал такую единоразовую помощь, заявление передадут на рассмотрение местной комиссии, созданной при райгосадминистрации или исполкоме. Именно эта комиссия будет принимать решение о целесообразности предоставления денежной помощи, ее размере или отказе в предоставлении помощи (п. 5 Порядка № 535). Как видите, четкий размер единоразовой денежной помощи не установлен и зависит от наличия средств и характера жизненных трудностей конкретного заявителя. А вот в случае отказа заявителю вышлют выписку из протокола заседания с соответствующим вердиктом.

Соответствующие средства заявителю перечислят на лицевой счет, открытый в банковском учреждении. Впрочем, выплата тем, кому единоразовую помощь таки назначат, произойдет не в молниеносном темпе. Ведь Порядок № 535 предусматривает довольно продолжительную процедуру направления реестров получателей помощи на региональный, а со временем на всеукраинский уровень согласования с последующим обратным перечислением средств от Минсоцполитики в местный орган.

При подготовке использовано законодательство по состоянию на 10.02.15 г.
Редакция газеты "Все о бухгалтерском учете"

Выплата переселенцам пенсий и социального обеспечения

Где переселенец получает пенсию?

Гражданин пенсионного возраста, лицо с инвалидностью, ребенок-инвалид и другое лицо, находящееся в сложных жизненных обстоятельствах, которые зарегистрированы внутренне перемещенными лицами, имеют право на получение социальных услуг согласно законодательству Украины по месту регистрации фактического места жительства такого переселенца (ч. 3 ст. 7 Закона о переселенцах).

При подготовке использовано законодательство по состоянию на 10.02.15 г.
Редакция газеты "Все о бухгалтерском учете"

Где и как переселенцы с Крымского полуострова получают социальное обеспечение?

Внутренне перемещенные лица с временно оккупированной территории, то есть из АР Крым и г. Севастополя, имеют право на получение материального обеспечения, страховых выплат и социальных услуг по общеобязательному государственному социальному страхованию в связи с временной потерей трудоспособности и от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших потерю трудоспособности, непосредственно в рабочих органах Фонда социального страхования Украины по фактическому месту жительства, нахождения (абз. 1 ч. 10 ст. 7 Закона о переселенцах).

Соответствующее материальное обеспечение и/или страховые выплаты им назначают при наличии необходимых документов, подтверждающих право на эти выплаты, а при их отсутствии — по данным Государственного реестра общеобязательного государ ственного социального страхования. А если в указанном Реестре нет необходимых сведений, обеспечения (выплаты) предоставляют в минимальном размере с последующим перерасчетом сумм после поступления документов, подтверждающих право застрахованных лиц на их предоставление.

Внимание, изменения!

Согласно Постановлению № 531 (с учетом изменений, внесенных в него постановлением КМУ от 08.07.15 г. № 471) лица, которые состоят (состояли) в трудовых отношениях с юр- или физлицами или были добровольно застрахованы и переселились с временно оккупированной территории либо района проведения антитеррористической операции, имеют право на материальное обеспечение и социальные услуги в соответствии с Законом № 1105. Предоставляют их рабочие органы исполнительной дирекции Фонда социального страхования по фактическому месту жительства (если оно расположено на территории, где органы государственной власти осуществляют свои полномочия в полном объеме). Указанное материальное обеспечение выплачивают застрахованным лицам в установленном порядке через банки.

Материальное обеспечение и соцуслуги назначают при условии предоставления документов, которые подтверждают право застрахованных лиц на их предоставление, а при отсутствии таких документов — на основании сведений из Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования. Если в Реестре нет необходимых сведений, то материальное обеспечение предоставят в минимальном размере, установленном правлениями фондов, с последующим перечислением сумм материального обеспечения после поступления документов, которые подтверждают право застрахованных лиц на его получение.

                                            Ответ обновлен по состоянию на 10.07.15 г.
Редакция газеты "Все о бухгалтерском учете"

Как переселенцы получают страховые выплаты по соцстрахованию от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания?

Соответствующая процедура урегулирована Порядком № 20. Согласно его п. 2 р. І лица, временно перемещенные, имеют право на назначение и/или продолжение ранее назначенных согласно Закону № 1105 выплат непосредственно в рабочих органах исполнительной дирекции Фонда социального страхования от несчаст ных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины (далее — Фонд) по фактическому месту жительства (нахождения). Для этого им, безусловно, понадобится справка о постановке на учет ВПЛ.

Выплаты производят лишь на срок действия справки о постановке на учет ВПЛ, но не больше срока, на который лицо имеет право на страховые выплаты.

Ранее назначенные и начисленные страховые выплаты будут продолжены по фактическому месту жительства (нахождения) на основании заявления переселенца. Обратите внимание: размер ранее назначенной ежемесячной страховой выплаты может быть изменен рабочим органом исполнительной дирекции Фонда по месту фактического жительства (нахождения) лишь при наличии всех необходимых документов, подтверждающих право на изменение размера страховой выплаты.

При подготовке использовано законодательство по состоянию на 10.02.15 г.
Редакция газеты "Все о бухгалтерском учете"

Как переселенцам назначают (продлевают ранее назначенные) страховые расходы на медицинскую и социальную помощь по соцстрахованию от несчастного случая?

Этот вопрос урегулирован нормами р.р. IV, V Порядка № 20. Для назначения страховых расходов на медицинскую и социальную помощь лицо, временно перемещенное, обращается в рабочий орган исполнительной дирекции Фонда по месту его фактического жительства (нахождения) с соответствующим заявлением, копией справки о постановке на учет ВПЛ (с одновременным предъявлением работнику рабочего органа исполнительной дирекции Фонда оригинала), к которому приобщает документы, подтверждающие его право на медицинскую и социальную помощь.

При подготовке использовано законодательство по состоянию на 10.02.15 г.
Редакция газеты "Все о бухгалтерском учете"

Как переселенцам выплачивают больничные за счет Фонда, пособия по беременности и родам, на погребение?

Механизм таких выплат для ВПЛ определяет Порядок № 37. Согласно его п. 2 соответствующее материальное обеспечение предоставляют лицам, которые:

  • состоят (состояли) в трудовых отношениях с работодателями или были добровольно застрахованы и перемещаются с временно оккупированной территории и районов проведения антитеррористической операции (далее — застрахованные лица),
  • являются получателями пособия на погребение застрахованных лиц.

Для получения материального обеспечения застрахованные лица должны обратиться лично или через законного представителя в районную, межрайонную, городскую исполнительную дирекцию отделения Фонда по фактическому месту жительства (нахождения) с заявлением, которое должно содержать реквизиты банковского учреждения и номер текущего счета застрахованного лица для зачисления материального обеспечения, и предъявить паспорт либо другой документ, удостоверяющий личность, и справку о по становке на учет, а также предоставить документы, предусмотренные п.п. 5—9 Порядка № 37.

По обращению застрахованных лиц рабочие органы Фонда должны оказывать всестороннюю поддержку и помощь. При необходимости они помогают собрать нужную информацию и документы для дальнейшего получения материального обеспечения (п. 11 Порядка № 37).
При подготовке использовано законодательство по состоянию на 10.02.15 г.
Редакция газеты "Все о бухгалтерском учете"

Использованные нормативно-правовые акты

  1. КГЗ — Кодекс гражданской защиты Украины.
  2. НКУ — Налоговый кодекс Украины.
  3. Закон об АТО — Закон Украины "О временных мерах на период проведения антитеррористической операции" от 02.09.14 г. № 1669-VII.
  4. Закон о СЭЗ "Крым" — Закон Украины "О создании свободной экономической зоны "Крым" и об особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины" от 12.08.14 г. № 1636-VII.
  5. Закон об отпусках — Закон Украины "Об отпусках" от 15.11.96 г. № 504/96-ВР.
  6. Закон о гражданстве — Закон Украины "О гражданстве Украины" от 18.01.01 г. № 2235-III.
  7. Закон об обращении граждан — Закон Украины "Об обращении граждан" от 02.10.96 г. № 393/96-ВР.
  8. Закон о переселенцах — Закон Украины "Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц" от 20.10.14 г. № 1706-VII.
  9. Закон № 1105 — Закон Украины "Об общеобязательном государ ственном социальном страховании" от 23.09.99 г. № 1105-XIV.
  10. Закон № 2240 — Закон Украины "Об общеобязательном государ ственном социальном страховании в связи с временной потерей трудо способности и расходами, обусловленными погребением" от 18.01.01 г. № 2240-III (утратил силу 01.01.15 г.).
  11. Закон № 3857 — Закон Украины "О порядке выезда из Украины и въезда в Украину граждан Украины" от 21.01.94 г. № 3857-XII.
  12. Закон о высшем образованииЗакон Украины "О высшем образование" от 01.07.14 г. № 1556-VII.
  13. Закон об охране детстваЗакон Украины "Об охране детства" от 26.04.01 г. № 2402-III.
  14. Закон о профтехобразованииЗакон Украины "О профессионально-техническом образовании" от 10.02.98 г. № 103/98-ВР.
  15. Закон № 85Закон Украины "Об установлении дополнительных гарантий по защите прав граждан, которые проживают на территориях проведения антитеррористической операции, и ограничении ответственности предприятий — исполнителей/производителей жилищно-коммунальных услуг в случае несвоевременном осуществлении платежей за потребленные энергетические ресурсы" от 13.01.15 г. № 85-VIII.
  16. Порядок № 505 — Порядок предоставления ежемесячной адресной помощи лицам, которые перемещаются с временно оккупированной территории Украины и районов проведения антитеррористической операции, для покрытия затрат на проживание, в том числе на оплату жилищно-коммунальных услуг, утвержденный постановлением КМУ от 01.10.14 г. № 505.
  17. Порядок № 509 — Порядок оформления и выдачи справки о постановке на учет лица, перемещаемого с временно оккупированной территории Украины или района проведения антитеррористической операции, утвержденный постановлением КМУ от 01.10.14 г. № 509.
  18. Порядок № 535 — Порядок использования денежных средств, поступивших от физических и юридических лиц для предоставления единоразовой денежной помощи пострадавшим лицам и лицам, перемещаемым с временно оккупированной территории Украины или района проведения антитеррористической операции, утвержденный постановлением КМУ от 01.10.14 г. № 535.
  19. Правила № 57 — Правила пересечения государственной границы гражданами Украины, утвержденные постановлением КМУ от 27.01.95 г. № 57.
  20. Порядок № 356Порядок обеспечения деятельности приемных семей, детских домов семейного типа, которые переместились с временно оккупированной территории или района проведения антитеррористической операции, утвержденный постановлением КМУ от 04.06.15 г. № 356.
  21. Постановление № 245постановление КМУ "О работе по совместительству работников государственных предприятий, учреждений и организаций" от 03.04.93 г. № 245.
  22. Постановление № 531постановление КМУ "Об особенностях реализации прав некоторых категорий лиц на общеобязательное государственное социальное страхование" от 01.10.14 г. № 531.
  23. Инструкция о трудовых книжках — Инструкция о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденная приказом Минтруда Украины, Минюста Украины, Минсоцзащиты населения Украины от 29.07.93 г. № 58.
  24. Приказ № 738 — приказ Минсоцполитики Украины "Об утверждении формы заявления о постановке на учет лица, перемещаемого с временно оккупированной территории Украины или района проведения антитеррористической операции" от 08.10.14 г. № 738.
  25. Инструкция № 44 — Инструкция о порядке рассмотрения в Службе безопасности Украины обращений граждан, утвержденная приказом СБУ от 27.01.05 г. № 44.
  26. Порядок № 20 — Порядок предоставления страховых выплат, финансирования расходов на медицинскую и социальную помощь, преду смотренных общеобязательным государственным социальным страхованием от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания для лиц, перемещаемых с временно оккупированной территории и районов проведения антитеррористической операции, утвержденный постановлением Правления Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины от 11.12.14 г. № 20.
  27. Порядок № 37 — Порядок предоставления материального обеспечения за счет средств Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности лицам, перемещаемым с временно оккупированной территории Украины и районов проведения антитеррористической операции, утвержденный постановлением Правления Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности от 26.12.14 г. № 37.

Информация об услугах подготовлена на основании сообщений официальных веб-сайтов органов власти Украины.